Фрагмент для ознакомления
2
В в е д е н и е
Российскому государству более тысячи лет, и все это время развивалось государственное и местное управление. Огромную роль в реформировании государственной и местной власти и управления сыграл Петр I. Государственная служба в России сформировалась в результате реформ Петра I в первой половине XVIII века. Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Это и понятно, так как старый приказной аппарат, унаследованный Петром, был не в состоянии справится с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы и канцелярии. Существенно была упорядочена социальная структура общества, обозначены границы сословий, их положение в общественной иерархии, права и обязанности. Петр прилагал огромные усилия к налаживанию эффективной работы созданных им учреждений и большое внимание уделял разработке многочисленных регламентационных документов, которые должны были обеспечить эффективность работы аппарата.
В связи с процессами реформирования органов государственной власти, имеющими место в России на сегодняшний день, представляется необходимым подробнейшее изучение исторического опыта развития нашего государства, в особенности его ключевых эпох, к коим относится и эпоха выдающегося преобразователя Петра I. Обращение к истории становления органов центрального государственного управления представляется наиважнейшим и актуальным на сегодняшний день способом осуществления современных реформ, поскольку тут присутствует и опыт заимствования европейских образцов государственного строительства и то, к каким последствиям это привело.
Реформа системы государственного управления и, как следствие, бюрократизация государственного аппарата привели к изменению характера государственной службы. Создание новых органов заложило основы новой системы чинов и должностей. Вводятся новые титулы, как канцлер, тайный советник, асессор и др. В 1722 г. принята «Табель о рангах», которая закрепила новые принципы формирования кадров: аристократическое происхождение (принцип местничества) уступает место квалификации чиновника, его личной преданности государю и принципу выслуги. Государственная служба становится профессиональной, а чиновничество – привилегированным сословием.
Целью курсовой работы является анализ реформирования системы государственных институтов России в первой четверти XVIII в.
Задачами курсовой работы являются:
– рассмотреть установление в России абсолютной монархии;
– исследовать реформы государственного управления первой четверти XVIII века;
– охарактеризовать военную реформу первой четверти XVIII века.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Установление в России абсолютной монархии
В XVIII в. завершается консолидация социальных групп и происходит окончательное оформление сословий дворянства, духовенства, городского населения (мещане) и крестьянства. В условиях господства феодальных отношений в России основными сословиями по-прежнему выступали феодалы и крестьяне. Для данного периода характерна четкая регламентация правового положения сословий, определения их места в сословной иерархии общества. Под сословием выступала определенная группа подданных, которая отличалась своим правовым статусом, наличием установленных государством обязанностей, прав и привилегий.
Консолидация дворянского сословия и его юридическое оформление состоялись в результате издания Указа «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» 1714 г. и «Табели о рангах» 1722 г. В начале XVIII в. исчезает прежнее деление феодального сословия на многочисленные социальные группы боярства, дворян, детей боярских, «слуг под дворским» и др.
Экономическую консолидацию сословию обеспечил Указ о единонаследии 1714 г., в соответствии с которым были ликвидированы юридические различия между вотчиной и поместьем, а владельцы поместий были наделены правом неограниченного распоряжения своими землями. Функция обязательной государственной службы как для бояр, так и для дворян, оформленная «Табелью о рангах», стала следствием политической основы объединения дворянства в единое сословие, которое первоначально именовалось как шляхетство. Название «дворянство» было официально утверждено только Манифестом 1762 г., актами Уложенной комиссии 1767 г. и Жалованной грамотой дворянству 1785 г. Личные и имущественные права дворянства в течение XVIII в. постепенно увеличивались, способствуя превращению дворянства из служилого сословия в привилегированное.
В первой половине XVIII в. дворянство выступало служилым сословием, основной обязанностью которого являлась государственная служба. «Табель о рангах» коренным образом изменила принципы местничества, выдвинув за основу продвижения по службе принцип выслуги, профессионализма и личной пре– 13 данности государю. Дворяне, достигшие 15-летнего возраста, обязывались нести военную или гражданскую службу, которая при Петре I была пожизненной. Военная служба рассматривалась государством как первоочередная, имела приоритет над гражданской, а поэтому только одна треть представителей от каждой дворянской фамилии допускалась к гражданской службе. За уклонение от службы предусматривались строгие наказания. Профессиональные качества определялись уровнем образования, степенью подготовки. Указом о единонаследии для дворянских детей устанавливалось обязательное получение начального образования. Не желающим учиться Петр I запретил наследовать имения и вступать в брак. Молодых дворян, претендующих на офицерские звания, направляли для обучения за границу, а также они проходили обучение в гвардейских полках, по окончании которых им присваивались офицерские чины. Желающие поступить на гражданскую службу образование получали в кадетском корпусе .
При Петре I жизнь и быт дворян были строго регламентированы. Они принуждались носить одежду европейского образца, брить бороду, присутствовать на ассамблеях – собраниях знати.
Фрагмент для ознакомления
3
Л и т е р а т у р а (Список литературы)
1. Щепетев В.И. История государственного управления в России. Учебник. 2-е изд. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
2. Акишин М.О. Военно-судебная реформа Петра Великого // Меншиковские чтения. 2016, №7 (17), С.11-32.
3. Гаврищук В.В. Военные преобразования Петра I в отечественной историографии // Военный академический журнал. 2017, №2 (14), С.21-31.
4. Григорьев О.В. Зарождение, становление и функционирование военно-судебных органов на первичном этапе военно-судебных реформ Петра I // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017, Т.9, №6-2, С.77-83.
5. Насибутдинов Д.Р., Жарылгасынов К.О. Развитие и становление абсолютизма в России // Вопросы эволюции правовой мысли человечества: Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017, С.180-182.
6. Нефедов С.А. Реформы Петра I в контексте концепции «вызовов и ответов» // Исторические вызовы и экономическое развитие России. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. 2019, С.253-257.
7. Никитенко Н.П. Реформы Петра I и их значение для России // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. 2016, №12 (52), С.15-18.
8. Чичканова С.А. Особенности становления абсолютизма в России // Аллея науки. 2018, Т.3, №4 (20), С.765.